Проповедь в неделю о расслабленном
Проповедь протоиерея Александра Василенко в неделю о расслабленном
Христос Воскресе!
Дорогие о Господе, братья и сестры!
В этот воскресный праздничный день вновь и вновь нас Господь собирает как Своих учеников. И каждый из нас формирует свое мышление на духовной основе, которое есть Евангелие, Слово Божие, правда Божия, Таинства Его. Господь нам дает все для того, чтобы восстать, восстать из пепла тленного, восстать из пепла греховного, восстать в жизнь вечную.
В сегодняшний день Бог нам это явно показывает, что для Него нет ничего невозможного. Все мы знаем эту историю о расслабленном, который лежал 38 лет. Ждать 38 лет в немощи – это конечно подвиг. И нам с вами тоже приходится ждать. Но некоторые из нас даже не могут два-три дня подождать - «Вот я помолился вчера, а Господь не исполнил» - и вера слабеет, начинается волнение и уныние, ропот и прочее.
|
Вот вам пример, как надо ждать Бога, Его милости. И как человек получает Его милость. Все равно он ее получит, когда он подойдет к рубежу своих страданий, это все - равно будет, если ты веришь. А если это наносное у тебя, как бывает, что вот я пришел, и сразу чудо покажите мне, а если нет, то я развернусь и уйду в расстройстве и унынии, и еще буду ропот иметь, то это конечно недопустимо. Если мы люди верующие, то конечно должны иметь терпение во всех наших трудностях.
Образ расслабленного – это образ всего человечества. Такое состояние свойственно человеку, когда он уже совершил грех, отступил от Бога, и начинаются его страдания. Это пример нашей жизни с вами. Вот, наша такая жизнь нерадивая, неправильная, исковерканная нами самими по нашим надуманным и непонятным принципам. Мы к чему-то стремимся своему, других не слушаем, прощать не умеем, надмеваемся, гордимся. И лежим потом в таком расслабленном состоянии, когда ничего более не способны делать – только злиться, раздражаться, создавать агрессию вокруг себя. И в этом случае мы хотим с вами хорошо жить. Но такого не бывает. Что человек сеет, то и пожинает. Ты вокруг себя посеял, и это вокруг тебя начинает тлеть, и ты тоже тлеешь в таком состоянии. И, не надеясь ни на что, ты пытаешься что-то в себе преобразить. Но преображение начинается тогда, когда человек начинает верить, двигаться, если не внешне, то хотя бы внутренне - к Свету. И этот Свет себя ждать не заставляет, Он Сам приходит в тебе, как сегодня Господь. «Что с тобой? Ты лежишь, расслабленный. Хочешь быть здоровым? Да, Господи хочу». И вот тут начинается пробуждение. Если этого «Да, хочу», если этого ожидания нет в тебе, то так ты и истлеешь заживо.
И вот, сегодня, когда Господь подходит к каждому из нас и спрашивает «Хочешь ли ты быть здоровым?» «Конечно» - скажем мы. Только какой нам нужно сделать шаг для этого здоровья. Это зависит не от Бога, а от нас с вами. То, что Он нам дал, Он уже дал – жизнь, свет и церковь Свою, возможность прощать, благословлять. И вот это «Да, Господи, я хочу быть здоровым» и есть крик нашей души, души исстрадавшейся, души, может быть, оскверненной. Но этот крик должен произойти у нас с вами. И тогда Господь не замедлит и пошлет нам свое спасение.
В масштабе человечества купель и Христос - это Церковь. И вот без Церкви этого спасения не бывает. Ангел, который входит в Церкви возмущает воду для исцеления, он есть только здесь, только в таинствах Христа он пребывает и нас с вами сюда призывает.
Церковь – это там где люди, там где двое собираются во имя Христа, там где славится имя Бога, там где совершаются Таинства Христовы. Вот это есть Церковь Христова. Если мы в этой Церкви, зная и понимая, что врата ада ее не одолеют, то уже мы на пути спасения и нам с этого пути не свернуть. Но сегодня враг рода человеческого путает пути и церковных людей очень коварно и жестко, закрывает им глаза так, что, действительно, будучи в Церкви человек остается нищ и убог, и жаждет, и не испивает воду. А если пьет воду, то она для него не имеет тех свойств, потому, что то состояние, в котором мы с вами пребываем здесь – таком горделивом, несмиренном, немирном, - то это все идет нам в осуждение. Это страшные вещи. И если мы с вами будем пить воду и не пробудимся и не возжаждем этого Света, этой правды, то это будет поражение, будет страшно и больно нам смотреть на себя, когда мы будем отлучены от вхождения в это Царство Света.
И вот сегодняшние наши болезни, дорогие мои, они даются для того, чтобы нас испытать. Любое событие в нашей жизни - это есть перст Божий. Если он противоречит всей нашей логике, это ни о чем не говорит. Перст Божий тебя посетил, и что-то Господь тебе говорит. Не надо торопиться с выводами – «За что? Почему? Как можно? Им хорошо, а мне плохо” - безумные речи. Эти вещи не надо даже допускать до себя. Прими все как есть. И этот момент принятия уже тебя облегчает, он уже дает возможность быть уверенным в том, что ты не один и в этой ситуации справишься с Божией помощью. В этом и есть испытание наше. Без этого невозможно стать христианином. И каждый раз испытывает нас Господь по нарастающей.Не надо говорить, что мы поживем и будет хорошая жизнь, будем жить спокойно. Кто вам сказал, что будет жизнь хорошая? И в этот момент, когда человек ищет Света, ждет Света, чает Христа, принимает Его, соглашается с Ним, и получает от Него милость. Это терпение, наше благоразумие, которое Господь дает нам по нашей молитве. А если у нас этого мало, то, значит, молимся мы плохо, значит, постимся мало, значит, еще что-то делаем не так, чтобы хватило нашего ума, чтобы воспринять Промысел Божий. По сути дела мы его имеем, но что мы делаем: или мы его замутняем, или же мы его освещаем орудиями – правдой, постом, воздержанием, молитвой, Причастием и покаянием. Если мы этого не делаем, то у нас все притупляется и возникает много причин, почему мы находимся в запустении, в расслабленном таком состоянии не один десяток лет. Только просить надо помощи у Бога, Его вразумления и терпения.
|
И конечно, дорогие мои, не торопитесь с выводами, имея наши с вами так называемые трудности. А наоборот, скажите «Слава Богу, что у меня такая жизнь». Так и должно быть, понимаете? И Господь говорит, что каждому по его силе дается. Я тебе дал тебе этот крест, и ты его пронесешь. В любом случае ты его донесешь, если не будешь роптать, потому что Господь дает тебе силы. Это всем нам известно давным-давно, но, тем не менее, все - равно мы начинаем где-то нести в себе этот ропот, недовольство своей жизнью. А надо просто принять это все. Да, трудно. Да все мы люди, все мы имеем болевые ощущения, чувство усталости, много всего имеем. Но нас надо испытать. Как нам узнать, что нам истинно хорошо, если мы не знаем плохого, не знаем путей испытания? Как можно сказать, что это хорошо? Пока ты не пройдешь трудности свои, и потом ты выйдешь из них и скажешь «Да, Господи, теперь мне легко и хорошо». То есть в жизни нашей должно быть испытание.
Но в этой жизни есть Пасха, в этой жизни есть радостные дни, в этой жизни есть Причастие, в этой жизни есть мир, который мы с вами друг другу передаем. И этих светлых дней в нашей жизни будет много, если мы будем стараться. Но они будут у тех, кто прошел период испытания. Почему Пасха такая у нас радостная? Потому что мы прошли период испытания – Великий пост. Вот она наша жизнь. И Пасхальная радость итог нашего жизненного этапа.
И дай нам Бог всем сил и помощи Божией, чтобы без ропота, как сегодняшний смиренный расслабленный, терпеть. Давайте будем терпеть все вместе по-братски единым сердцем, едиными устами, друг за друга молиться, друг за друга переживать, друг другу помогать. Вот этого от нас ждет Христос, когда нам дает испытания. Чтобы видеть – кто есть кто.
И опять же возвращаемся к книге Иова, когда дьявол коварно подходит к самому Богу, чтобы нанести раны праведному Иову. Но у него ничего не получилось. Вот на этом примере мы должны помнить, что всегда все подконтрольно Богу, а мы для него дороги. Это отеческое отношение, которое бережет своих детей, но и испытывает, но и кого любит, того наказывает. Наказывает по-отцовски, любя, понимая, что после этого наказания должно быть покаяние, прощение и примирение со своим Творцом. Вот к этому мы с вами должны идти, каждый день об этом помнить и знать. Дай нам Бог крепости, сил, разума, чтобы это исполнить.
Храни вас всех Господь и Матерь Божия!