Проповедь на праздник Входа Господня во Иерусалим 28.04.2013
Проповедь протоиерея Александра Василенко
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие о Господе, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним праздничным днем воскресения, который в народе называется вербное воскресение, по церковному – Вход Господень в Иерусалим
Сегодня с горы Елеонской Господь спускается, входит в Иерусалим на молодом осленке, на которого никто не садился. Он въезжает в город, чтобы стать пред судьями неправедными, чтобы быть осужденным за Свою правду, за Свое Слово истины, за Свою святость, которую Он принес в мир, которой всех нас напитал, которой всех нас просветил. Он приходит, чтобы принести Себя в жертву за людей, за нас - здесь стоящих.
|
В сегодняшний праздничный день подразумевается, что и мы с вами подходим к Господу нашему Иисусу Христу, который едет на жребяти, снимаем с себя рубище греховное, бросаем его и облачаемся в светлые чистые одежды, которые нам дает пост, воздержание, покаяние, причастие. В этих одеждах мы намерены встретить Воскресение Христово и продолжить свою жизнь во Христе.
Как никогда, сегодня нам с вами надо быть в духе, в трезвлении, в разуме духовном, чтобы не соблазниться, чтобы проходя путь земной, мы всегда видели смысл жизни нашей, помнили об извечной истине: правде нельзя противостоять. Сегодня неправда пытается принять облик правды и преподнести себя нам как истину. Идет подмена фактов, тех ценностей, которые есть Христовы заповеди. И эти заповеди попираются – и это преподносится как истина. Сегодня многие попадают в эти сети лукавые и думают, что они правильно живут, набирая себе богатство земное, оставляя свою совесть в нечистоте, оставляя правду где-то в стороне. Это, конечно, далеко не так, дорогие мои. Нам нужно остановиться и протрезвиться. И на этом пути нам Церковь Христова возвещает слово Евангелия, слово призыва к покаянию, к исповеди, к таинствам, которые здесь совершаются, к честной, правильной жизни. И мы с вами должны во всем этом участвовать. Потому, что не будучи здесь, в храме мы не найдем того пути, которым прошел Христос и которым вышел в свет жизни вечной. Этот путь должен повторить каждый в своей мере, от рождения, от крещения, проходя по жизни и принося какой-то плод. Христос больных исцелял, мертвых воскрешал, он был милостив, он дарил свою любовь, он всех просвещал и освещал всех правдой. И этот путь кому-то не нравится. Но сегодня, если человек живет правильно и честно, то на него многие косо смотрят, они выражают ему свое недовольство: почему ты не такой, как мы? Почему ты не воруешь вместе с нами, не продаешь вместе с нами, не развращаешься вместе с нами? И вот, этот момент сегодня, когда мы не от мира сего, мы должны противостоять этому злу, этой неправде. И она преподносится нам очень красиво: как в некоторых книгах под привлекательной обложкой, нам преподносят мерзость, о которой даже и говорить стыдно, а это преподносят нам как добродетель или как неотъемлемый факт нашего общества. Эти вещи, конечно, огорчают, поражают своим напором, с которым сегодня их двигает в мир зло. И, если мы с этим смиримся и не будем понимать, что происходит в нашей стране, в нашем обществе, то, - завтра будет поздно. И, как никогда, приходя в церковь, вникая в суть Евангельского чтения, мы выходим в свет истины. Когда человек приходит в церковь, он должен что-то узреть, почувствовать в своем сердце, он должен увидеть свою совесть, он должен поразиться своему безобразию внутреннему. Внутрь мы пытаемся не смотреть, потому что там - ужас наших грехов, наших мыслей, наших желаний, нашей неправды, нашей нечистоты. Мы все это скрываем: кто-то под красивыми одеждами, кто-то под красивыми словами, под интеллектом. И вот, когда человек наблюдает за собой, он действительно приходит в отчаяние и думает - что мне делать? Церковь говорит: не отчаивайся, брат, сестра, приходи и кайся, потому что Господь тебя любит как сына, как дщерь. Он тебя любит, Он за тебя приходит на землю, Он за тебя входит в град Иерусалим, чтобы распяться, чтобы тебе дать жизнь вечную. Он, конечно, тебя простит. Но что тебе для этого нужно - искреннее покаяние. Ты должен его пережить, ты должен его почувствовать, оно должно быть востребовано у тебя, когда ты отдаешь Богу слезы покаянные. И, не сомневайся, получай прощение. Сегодняшнее скопление людей в храмах – это не просто так, - это не просто освящение вербы. Может быть, лет пять-десять назад это было более формально: прийти, освятить, унести домой и год хранить. Сегодня – все по-другому. Сегодняшнее собрание - оно более духовное. Люди готовы воспринять то, что нам дает Христос, готовы без искажения фактов видеть, правду, истину, все сложности нашей жизни. Нельзя говорить, что у нас все хорошо. Надо снять розовые очки и посмотреть на мир. А чтобы ясно видеть – читайте Новый завет- Евангелие. И там вы видите картину, которую нам преподносит Христос, которая, как зеркало, отражает наше время. Все происходит по Слову Божьему.
|
Мир лежит во зле, а кто-то нам обещает светлое будущее, что-то говорят о перспективах. Не надо ошибаться: перспектива, прежде всего, начинается с человека. Она начинается в человеке, а не вне него. Если наша безопасность обеспечивается скрытыми камерами внешнего наблюдения, а не духовным состоянием человека, то – это общество не здоровое. Лечить надо человека изнутри, а не обороняться от него внешними средствами. Нужно человеку внушать, нужно человеку говорить, а человек должен слышать и услышать то, что идет от Бога. А Он навек нам дал Закон и его никто и никак не может отменить: никакое общество, никакая партия - закон Бога-Творца. И его надо исполнять, а чтобы исполнять – надо иметь силу и желание. Вот, желание у нас есть, сил – у нас маловато. Приходя в Церковь, мы с вами укрепляемся, мы обретаем силу духовную, мы с вами переходим в возраст. От детского возраста - в возраст взрослого совершенного человека. И вкушаем уже не мягкую, а твердую пищу. Это – наше испытание: твердая пища. И она нам сегодня преподается и мы не должны от нее отворачиваться, не должны подменять ее. Мы должны вкусить этот плод, пусть он будет горьким – плод испытания нашего, но мы должны это все перенести.
И, чтобы нам дал Бог сил и крепости, - почаще надо бывать в храме Божием, почаще надо читать Евангелие, почаще надо смотреть в свою совесть и омывать ее слезами покаяния. И, поверьте мне, - человек преображается. Этого преображения ждет от нас Христос в день Воскресения Своего. И сегодняшним постом мы с вами идем к этому Воскресению и должны все приготовиться. Потому, что в таком рубище, в каком сегодня у нас с вами совесть, душа наша, - праздник опять будет внешним. А внутри у нас не будет праздника: плоть будет веселиться, желудок будет наполняться, разум будет мутить от зелья какого-нибудь, а душа будет тосковать, потому что опять будет подделка, очередная подделка времени, Потому, что внешне все красиво, а внутри все запущено. Но нам Бог говорит: ищите Царствия Божия, которое внутри вас есть. Это и есть та радость, тот свет, который должен соединиться с праздником Воскресения Христова. Если там свет, а у тебя тьма, значит, не то ты сделал во время поста. Или ты терпел просто, или ты вообще ничего не делал, или ты не понимал, или ты просто недопонимаешь всю важность этого события, которое происходит сегодня в Церкви Православной.
Дорогие мои, еще впереди Страстная Седмица. Эта Седмица возвещает нам страдания Христа. Это самые страшные дни мира. Это, может быть, самые стыдные дни человечества, которое распинает Христа – своего Бога. И каждый из нас в этом участвует. И во все времена каждый человек участвует в этих событиях. Но мы должны пройти эти события, разделяя скорбь со Христом, сознавая что происходит. И, чтобы понять нам этот путь, мы должны тоже его пройти. У каждого свой, как говорится, крест. Каждый несет его по-своему. Дай нам Бог, чтобы мы его несли без ропота, чтобы мы его несли правильно понимая, прося помощи у Того, Кто нам ее дает, Кто нас ожидает, Кто нам предлагает Свою безмерную любовь.
Трезвитесь, бодрствуйте, любите, прощайте. И тогда мы пройдем параллельно со Христом и войдем на Его Голгофу, потому что без этого нельзя обрести Царство Небесное, и вместе с ним распнемся во грехах наших, а в Воскресении оживем вместе с ним для Жизни вечной.
Храни вас всех Бог и матерь Божия! С праздником! Аминь.