Посильная помощь храму

Просящему - дай

Протоиерей Максим Хижий

Просящему – дай


В декабре 2009 года на Епархиальном собрании духовенства Москвы Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на исключительную важность для Церкви, как общины веры, совершать дела милосердия, совершенствовать социальную работу на приходах.

Конечно, в нашей Церкви много положительных примеров служения находящимся в нужде и болезни людям. Но сегодня речь идет о другом – о создании системы (на базе приходов) по оказанию социальной поддержки населению, оказавшемуся за чертой бедности. Однако с советских времен принято считать, что дело соцобеспечения есть исключительно государственная проблема. Даже новый российский капиталист предпочитает заплатить налоги и жить спокойно. Действительно, этим он свой долг выполнил.

Однако даже хорошо организованное общество не может обойтись без создания системы взаимопомощи граждан. При этом, оно опирается на различные институты: религиозные и общественные организации, благотворительные фонды и т.п. Забота об обездоленных – один из способов консолидации народа. Если мы действительно желаем поскорее выйти из социального тупика, в котором оказалась страна, то должны задуматься об очевидных истинах и путях выхода из нравственного кризиса.

Сейчас принято обращаться за поиском ответов к историческому прошлому народов России. Традиционно вспоминают купеческое меценатство и благотворительность православных монастырей. История хранит много таких примеров. Однако в конце ХIХ века стало очевидным отсутствие системы социального служения ближним. На это обратила внимание Великая княгиня Елизавета Федоровна, создавшая в России самую известную Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Возрождая институт дьяконисс, она намеревалась поднять дело служения ближним на новый уровень – не спорадической благотворительности, а систематической. Вот и сейчас нам нужна система.

Наше время некоторыми существенными чертами напоминает дореволюционную эпоху. Великая реформа императора Александра II дала огромный импульс развитию буржуазного общества. Это означало неминуемый конец традиционный цивилизации в России с ее всеохватной крестьянской общинной формой существования. Труднейшие условия существования русского крепостного населения и православное сознание породили этот удивительный социальный феномен – крестьянскую общину, подобную гигантскому пчелиному улью помогавшему перенести любые невзгоды сообща: помогать вдовам и погорельцам, содержать сирот, избегать полного разорения. Община в селе выполняла функции социального призрения. Приходскому священнику оставалось только корректировать ее деятельность, не было нужды создавать благотворительные общества.

Но бурное развитие капитализма существенно разрушило привычные социальные связи. Стало резко увеличиваться городское население, лишенное родовой взаимопомощи, росла бедность и нищета. Вот и сейчас мы наблюдаем схожие процессы: эпоха накопления, слом советской системы взаимопомощи, расслоение населения на богатых и бедных. Накануне революции российское общество не смогло создать эффективной системы поддержки обездоленных (церковной благотворительности, общественных фондов, профсоюзов) и, в результате, мы скатились в «бунт бессмысленный и беспощадный».

Истории церковной благотворительности и московских общин милосердия в ХIХ веке посвящена интересная научная работа Е.Н.. Козловцевой. Ее выводы актуальны для нашего времени. Анализ списков учредителей и благотворителей московских общин показал, что основывали общины и вставали во главе их, как правило, очень влиятельные люди, в том числе члены императорской фамилии. Общины сестер милосердия приглашали влиятельных особ в число своих почетных членов и попечителей с целью надежно заручиться их поддержкой.

Козловцева делится исключительно интересным наблюдением: «Финансовое обеспечение - это самый сложный аспект деятельности общин сестер милосердия, ведь организация и функционирование любого учреждения возможны только при наличии немалых средств. Наиболее благополучными в материальном плане были общины сестер милосердия Красного Креста, которые регулярно получали пособия от Общества… Эти субсидии были достаточно большими, для того чтобы выручить общину даже в самой критической ситуации. Все остальные общины, основным доходом которых были пожертвования, время от времени терпели нужду и были вынуждены прибегать за помощью к московским городским властям».

История говорит нам о многочисленных примерах православной благотворительности, но отлаженной системы в России, увы, не было. Что необходимо учесть при ее создании?

Во-первых, нельзя ориентироваться только на опыт единиц-энтузиастов, лишь общее нравственное усилие (теория «малых дел»), правильно организованное позволит добиться результата.

Во-вторых, огромное количество православных приходов сами находятся на дотации спонсоров, обременены бесконечными нуждами и не могут оказывать реальную, а не символическую помощь нуждающимся.Большинство таких храмов как раз и расположены в депрессивных зонах с массовой безработицей и сопутствующими социальными болезнями: пьянством, наркоманией, преступностью, распадом семей.

Однако, несмотря на все перечисленные проблемы, христиане обязаны свидетельствовать о своей вере делами. Что мы реально можем сделать сегодня?

Прежде всего, надо обратить внимание (об этом говорил Патриарх) на внутреннюю благотворительность – взаимопомощь на приходе. Что греха таить, иногда мы увлекаемся внешними проектами, не видя нуждающихся собратьев в храме. Взаимопомощь прихожан и священников превращает приходы в общины, в большие семьи. Слава Богу, такая традиция складывается вокруг храмов, открытых в начале 90-х, где люди давно знают друг друга. Сплоченность православных – лучшее свидетельство окружающему миру о нашей вере.Просящему - дай

Конечно, нельзя забывать о нуждах людей случайно оказавшихся на паперти и просто обратившихся за помощью. В отличие от прихожан, их судьба и беда, как правило, известны только с их слов. Наше время возродило институт профессиональных нищих и попрошаек, для которых такой образ жизни является бизнесом (данной теме посвящено прекрасное исследование «Нищенство. Ретроспектива проблемы», СПб., 2004). Однако это не должно стать препятствием для церковной благотворительности. Необходимо определиться в приоритетах в делах милосердия. Таковыми, на наш взгляд, является помощь голодным и обездоленным. Накормить один раз в день горячей пищей два-три десятка человек в небольшом провинциальном городе может практически любой приход (ситуация в мегаполисах может быть сложнее). Профессиональным попрошайкам такая помощь, как правило, не интересна. Но она крайне необходима людям опустившимся на социальное дно и умирающим от голода на улицах наших городов. В малых городах их участь бывает трагичнее, чем у собратьев в в мегаполисах, где больше возможностей выжить.

Самым страшным злом в провинциальной России является отсутствие крова над головой в условиях нашего климата. Криминализация жизни потребовала от граждан позаботиться о своей безопасности. Теперь все подъезды оснащены замками, подвалы и чердаки закрыты. Человеку негде укрыться от холода даже на ночь! Я не знаю сколько людей в стране замерзло этой зимой. Статистика не публикуется. Но в Польше за один морозный день декабря 2009 погибло 47 человек. Не думаю, что у нас дело обстоит намного лучше. На окраине моего города, в лесу, бедолаги живут в землянках, пытаясь как-то перезимовать. Ночлежных помещений в Гусь-Хрустальном нет. Их надо создавать по всей России. Большинство приходов сами их построить и содержать не в состоянии. Но они могут оказать содействие муниципалитетам в обеспечении волонтерами для работы с бездомными в ночлежных домах. Даже в тех случаях, когда приход или монастырь имеет соответствующие помещения, необходимо сотрудничество с государственными структурами: церковная ограда привлекает криминальный контингент как укрытие от правоохранительных органов.

Думаю, стоит подумать и об организации простейших общественных работ на приходах для тех, кому тяжело просить, но кто готов зарабатывать. Старец Лев (Наголкин), основатель и вдохновитель Оптинского старчества, затеял строительство монастырской ограды специально для того, чтобы поддержать нуждающихся крестьян из округи.

Учитывая исторический опыт, надо признать, что финансирование является главной проблемой церковной благотворительности. Церковная кружка уже сто лет назад была символическим подспорьем в делах милосердия. Поиск богатых спонсоров, поддержка административным ресурсом не могут быть приоритетом в деле христианского милосердия. Необходимо участие максимального количества людей в «малом подвижничестве». Не грех обратиться к зарубежному опыту, проанализировать его. Сейчас популярной формой оказания помощи нуждающимся является отправление денежных средств через смс на специальный номер. Например, общая сумма от сбора пожертвований через мобильные телефоны в фонд Красного Креста для пострадавшего от землетрясения Гаити в США составила за пять дней 22 миллиона долларов. Мы теряем огромный потенциал из-за длинной процедуры банковского или почтового перевода. Но, в любом случае, всякое дело требует творческого подхода: самая современная форма при длительной эксплуатации теряем свою привлекательность в результате навязчивой рекламы и повсеместного распространения.

И последнее. Церковная благотворительность не должна быть обусловлена обязательством реципиента принять православие. Порой, чтобы отсеять многочисленных нуждающихся, на приходах идут на нехитрую уловку: «Будешь ходить на службы, исповедоваться тогда мы посмотрим как тебе помочь». Стоит ли требовать от человека, опустившегося на социальное дно, такого решительного изменения жизни? Царство Небесное зреет неприметным образом в душе. К сожалению, очень редко у приходов есть возможность раздать Евангелия и простейшие молитвенники вместе с куском хлеба.

Успех социальной работы Церкви зависит не только от желания ей заниматься, но и от наличия подготовленных кадров, которые теперь, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла должны быть на приходах. Однако разработать конкретные модели благотворительного служения в зависимости от условий под силу только специальной научной группе. Также как в организации малого бизнеса это позволит выработать определенный алгоритм и избежать заведомых неудач. Как известно, лучше учиться на чужих ошибках.

Протоиерей Максим ХИЖИЙ, кандидат философских наук. г.Гусь-Хрустальный
 

Реквизиты для пожертвований

Просим обращаться в храм Ксении Петербургской, Смотреть здесь

664009 г. Иркутск, Советская, 57а, тел. 53-20-89

он-лайн

Помощь Онлайн

Поделись с друзьями

Яндекс.Метрика
^ Наверх ^