Экскурсия воскресной школы2 февраля после Божественной Литургии учащиеся молодежной группы воскресной школы собрались в классе на лекцию культуролога Лилии Александровны Ладик «Русская Голгофа ХХ века». После нее отправились в Крестовоздвиженскую церковь на молебен, который совершил клирик этого храма отец Дионисий. Далее – посетили храм Богоявления, в настенной росписи которого от пола до сводов потолка изображены лики святых людей земли Русской. Предыстория этой экскурсии такова: некоторое время тому назад в Покровском храме с.Пивовариха была выставка «Правда о царской семье», которую по присланным из Екатеринбурга материалам подготовили и провели учащиеся воскресной школы. Она-то и дала толчок для нового дела: сбора материал для подготовки передвижной выставки "Новомученики, исповедники земли Иркутской", на которые настоятель храма Ксении Петербургской протоиерей Александр Василенко благословил прихожан храма, преподавателей и учащихся воскресной школы. С этого момента началось изучение трагической истории иркутских храмов и судеб репрессированных в годы гонений священнослужителей. Поисковая работа не ограничилась знакомством с архивными материалами, она увенчалась встречей с потомками этих людей, которые сохранили до сегодняшнего дня живую память и бесценные материалы об отцах и дедах, которые приняли мученический венец за веру Христову. Подробный рассказ об этом будет подготовлен позже, к выставке. А в этот день прихожане, благодаря рассказу Лидии Александровны, в которых была жестокая статистика времени и документальные фотосвидетельства времени, погрузились в страшную эпоху красного террора… Вторая часть лекции продолжилась уже в Богоявленском соборе, после того, как прихожане поклонились иконе иркутского священномученика Михаила (Околовича) в Крестовоздвиженском храме, в котором он служил до своего ареста в 1925 году. Оказалось, что икона отца Михаила находится не только в этом храме, но его изображение есть и в настенной росписи собора Богоявления. Рассказ Л.А.Ладик о трагической судьбе новомучеников и исповедников земли иркутской, православного священства в годы мы приводим с некоторыми сокращениями: Это было время жесточайших сталинских репрессий. Время, когда арестовывали, сажали в тюрьмы, расстреливали тысячи невинных людей. Время, в которое жили и несли крест Христов прадедушки и прабабушки нынешних молодых людей, точнее всего описано во вступлении к поэме Анны Ахматовой "Реквием": Линию духовного геноцида, начатую Лениным, который прославил целью уничтожение церковников, продолжил потом Сталин. В 1937 г. в опросных листах по переписи населения был пункт о религиозной принадлежности (уже шли аресты и расстрелы священников и верующих людей). По результатам переписи больше половины населения России признали себя православными. Тогда Сталин решил, что все "мягкие" меры результата не дали. И тогда начинается страшный "Большой террор", когда был расстрелян каждый второй священник из арестованных. Карта страны того времени была покрыта множеством значков, обозначающих лагеря для заключенных. Существовало 4 расстрельных списка, подписанных собственноручно Сталиным, где были фамилии людей, которых он лично считал нужно уничтожить... Были еще списки Ежова, где имелись указания для каждого региона: какое количество людей приговорить по 1-й категории (расстрел), а сколько по 2-й (к 10 годам заключения)... И местные власти эту разнарядку выполняли за счет невинных людей. Сохранился и такой документ в Иркутской области, где на спущенном сверху расстрельном лимите власти обращались наверх с просьбой увеличить его в связи с засильем контрреволюционных элементов… И невинных людей расстреливали и расстреливали, выполняя план... Как известно, были специальные лагеря для жен и детей. В 1917 году на собрании духовенства и мирян Иркутской епархии отец Михаил был избран делегатом на Всероссийский Поместный Церковный Собор, где он встречался с патриархом Тихоном. Когда его арестовывают по доносу в 1925 г., одним из обвинений была эта встреча, которую отец Михаил не отрицал. Он был образованнейшим человеком. В 1924 году вместе с известными иркутскими священниками он участвовал в напряженном диспуте против обновленцев, которые проходили по всей России. Отец Михаил твердо стоял на позиции, что обновленчество - это ересь. Вот что о нем писал сотрудник ОГПУ после обыска: «Околович, судя по его разговору и по книгам, имеющимся у него, поп не простой, а современный, просвещенный. Так, у него, кроме книг религиозно-нравственного, духовного содержания и беллетристики, есть немало книг по философии, социологии». 3 ноября 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Михаила к трем годам заключения в концлагерь. По окончании срока заключения он жил в Минусинске. В начале 1930-х годов - следующая волна репрессий на Русскую Православную Церковь и в феврале 1933 года отец Михаил был вновь арестован. Здесь же, в соборе Богоявления, на стене храма мы видим изображение Михаила Околовича. Будем сюда приходить и молиться ему. Внизу, на стене храма мы видим целый сонм новомучеников, и то, как они написаны, показывает нам, как они закончили свой мученический путь. Вот, верхняя группа – она как бы уходит в земную пропасть – потому, что многих закапывали в землю живьем… Подвиг новомучеников еще состоит в том, что они связали золотую цепь святости разорванную «великой» в кавычках Октябрьской революцией. В те времена, цепь святости начинала прерываться и свое, политое кровью звено, они вставили в нее. Благодаря этому мы можем принимать эту благодать от мучеников, начиная с первых веков христианства, и до нашего времени. Они совершили свой подвиг - православные люди, не отказавшись от веры, не отказавшись от Христа. Это время получило свое устойчивое уже название : "Русская Голгофа ХХ века". На эту Голгофу взошла вся православная Россия, на нее взошли наши с вами земляки. И вот, очень многие мученики воспринимали это страшное время, как благодатную весну своей жизни. Почему? В истории страданий народных есть интересный такой случай, который описывает Борис Ширяев в своей книге: "Лампада неугасимая". Он незадолго до своего ареста пришел к художнику Михаилу Нестерову (автор картины "Видение отрока Варфоломея"). Нестеров был глубоко верующим, в то время - уже преклонного возраста человеком. И, он увидел, как у него (у Ширяева) душа трепещет. И, когда тот уходил, Нестеров его приобнял и тихонько так на ухо сказал: "Не бойся, там Христос рядом!" И эти слова все время его держали в лагере. И, конечно, Господь помогал им нести тяжелый этот крест. Есть совершенно удивительные свидетельства репрессированных о том, как они причащались в лагерях, как служили Литургию в лесу, о чудесах, которые совершались с мучениками в заключении. И эти новомученики, которые выживали и выходили из этих лагерей, они, конечно, принесли нашему времени сокровище - они принесли окрепшую веру во Христа и настоящую внутреннюю свободу. О ней писал мало кому известный поэт 20 века Александр Солодовников. Он тоже прошел лагеря, у него погибли все родные: дети, жена. И вот, он, отсидев в этих страшных лагерях, написал удивительные строки: То, что они вынесли и то, что они обрели, - это то, что, видимо, было во многом утеряно верующими людьми - вот это сокровище лежит перед нами, мы живем среди этих людей, но мы эти сокровища не берем в свое сердце. |