Посильная помощь храму

Почему ты не ходишь в церковь? Часть - 1

Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное - может быть, самое главное в жизни решение? Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она всем нам предстоит. И может начаться очень скоро - может быть, даже сегодня. 



Священник Николай Булгаков: Почему ты не ходишь в церковь?

Откровенный разговор о самом главном … Задумаемся: «Почему я так редко, так случайно захожу в церковь?..
Каким мыслям я при этом следую? А что если постараться сказать себе об этом правду? Может быть, жизнь сможет измениться к лучшему?»
«Всё зависит от нашей искренности...»

Терентий Семенович Мальцев.

Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное - может быть, самое главное в жизни решение? Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она всем нам предстоит. И может начаться очень скоро - может быть, даже сегодня. Ты - крещеный человек. Слава Богу. Но если человек - крещеный, это не значит, что место в раю ему обезпечено. Такой взгляд - не православный, еретический. Ведь важно еще, как человек живет.

Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма?
А ведь отводят именно мысли. Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Да, мысли приходят. Откуда-то приходят. Есть мысли от Бога и есть мысли от дьявола. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».

Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола?
Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет. Куда направляет. К церкви - или от церкви? К молитве, к посту, к покаянию, к исповеди , к причащению , к венчанию (если вы в браке), к терпению, к прощению, к добрым делам - или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным. Смотри, какие чувства, какие состояния души в тебе мысли рождают. Если мир, любовь, смирение, тишину, покой, - скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние, - от лукавого.
Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста - от дьявола. Существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу.

Прием первый. «А Я ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ».

Так иногда говорят и люди, которые заходят в храм освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах. Проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И - довольно. Они считают, что в церковь ходят. Но Сама Церковь так не считает. Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу. День седьмой - это воскресенье. Знаешь ли ты, дорогой брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает. Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в мiру с его целями и ценностями, чуждыми делу нашего спасения. Воскресение Христово - это основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение. На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день - так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это всё - в основном для тела. Но человек - это прежде всего его душа.
Если бы школьники между почти постоянными каникулами иногда заходили в школу, чему бы они научились? Церковь - это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет результат.

Прием второй. «У МЕНЯ БОГ В ДУШЕ».

А следовательно, в церковь ходить не нужно. Он у тебя, мол, и так в душе. Но ведь это же неправда. Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит про Бога, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это Его воля - чтобы мы ходили в храм. Невидимый враг - очень хитрый. Он хитрее нас. Он всевает нам эту мысль: «У тебя Бог в душе!» А на самом деле это не Бог вошел в нашу душу, а только мысль про Бога, с которой к нам проник, наоборот, окаянный. Как волк в овечьей шкуре. И льстит нам. На самом деле у нас в душе чего только не бывает: и осуждение, и раздражение, и мысли черные - совсем не Бог. Как ото всего этого освободиться? Как бороться со вражьими помыслами? Только с Божьей помощью.
Сам человек со «своими» вроде бы мыслями справиться не может, даже если очень захочет. Это-то и подтверждает еще раз то, что они на самом деле не наши, а вражьи.
Преподобный Амвросий, старец Оптинский, когда к нему приходили бесовские мысли, крестился и говорил: «Не соизволяю». Никакого внимания не нужно уделять им. Не задумываться. Сразу - отбрасывать. Молиться Иисусовой молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. И они отойдут. Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви.
Во время Божественной литургии в церкви совершается главное ее чудо, непостижимое даже для ангелов. Сам Господь дал его нам для нашего спасения. Во время общей молитвы священников и прихожан на специально приготовленные в алтаре хлеб и вино сходит Дух Святой, и они становятся истинными Телом и Кровью Христовыми. По виду, по вкусу они остаются хлебом и вином, но на самом деле это Сам Господь. Люди, которые причащаются Святых Христовых Таин, по своему опыту знают, что они получают великую освящающую силу, исцеляющую и душу, и тело.

Для того-то мы и ходим в храм, и молимся, и исповедуемся, и причащаемся, чтобы не только в нашу душу, но даже и в наши уста, в наше тело действительно входил Бог. Господь сказал: Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин.6,56). Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил:
- Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается - не мню.
Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Ведь мы же регулярно моемся - очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.

Прием третий. «Я ЕЩЕ НЕ СОЗРЕЛ».

«Зрей! - говорит дьявол. - Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни. «Я еще не пришел к этому». Чтобы прийти, нужно идти. Ну, так иди. А куда идти? Конечно, в храм.

Прием четвертый. «НЕ ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО МОДНО ».

Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала:
- Я не хочу креститься, потому что это мода такая.
- А почему же вы в узких брюках? Разве это не стало модным в последнее время? - пришлось спросить у нее. - А то, что делали люди у нас на Руси тысячу с лишним лет, вы считаете чем-то мимолетным и изменчивым? Вы - юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите, она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу. Говорят, что если бы таблица умножения затрагивала духовную сферу, то шли бы споры о том, что дважды два - четыре.
Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, хранить семейную верность, защищать Родину... Еще лучше - если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде? Но и тогда дьявол научит - и кто-то скажет: «Я изменяю мужу, потому что стало модно хранить супружескую верность».

Прием пятый. «Я НЕ ЗНАЮ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ЦЕРКВИ. А ВДРУГ МЕНЯ ПЛОХО ВСТРЕТЯТ?»

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!) Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста...» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся - и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко - не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся только к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь. Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого врага - делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел), - а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни - и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием шестой. «Я НЕ ТАКОЙ УЖ СИЛЬНО ВЕРУЮЩИЙ».

Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять. Мы все - в пути. Все мы хотим, чтобы наша вера стала крепче, хотим быть ближе к Богу. «С кем поведешься, от того и наберешься», - говорит народ.
Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой, - станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее. Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк.9,24). Господь поможет, Господь даст. А верующему - всё возможно. Это тоже евангельская истина.

Прием седьмой. «НА БОГА НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ».

Храм Державной иконы Божией Матери в ЖуковскомТочно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела... У христианина, который надеется на Бога, дел - невпроворот. И прежде всего - с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями - болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием. Только поворачивайся! И, конечно, занимайся своими обычными делами - перекрестившись, помолившись.
Если Господь благословит твои труды, всё будет спориться, всё успеешь, и всё пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно. А если год? А если жизнь? Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия - не задумываться. Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.

Прием восьмой. «Я ТАКОЙ ГРЕШНЫЙ, КУДА МНЕ ЕЩЕ В ЦЕРКОВЬ?»

Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?»
А куда же тебе еще?
Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Нагрешили с три короба - вот вам и не нужно ходить туда, где можно еще прибавлять грехов. Пора именно в церковь. Давно пора! Пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом, учиться, как это делать. Церковь - школа борьбы с грехом. А хуже греха ничего нет. От него - все беды, все слезы. Грех хуже смерти. Смерти никому из нас не избежать, а вот умирать с нераскаянными грехами - не приведи Господь. Уж больно тяжко будет потом. Пока есть возможность, пока еще не поздно - надо бежать в церковь, не откладывать ни дня. Вот тут и подстерегает еще один прием.

Прием девятый. «У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ. МНЕ НЕКОГДА».

Если перевести эти слова на язык честный, то получится: «Я считаю, что у меня есть дела поважнее». Но это не так. Более важного дела, чем спасение души, у нас нет.
Если же быть еще честнее, то придется признать, что мы, к сожалению, предпочитаем хождению в церковь не только дела, но даже их отсутствие. Разве мы не уделяем часы и дни телевизору, интернету, чтению газет, телефонным разговорам? Мы ведь не отказываемся от этого, потому что на это нет времени. А это, может, не приносит никакой пользы.
Сколько у нас ежедневных не только безполезных, но даже вредных занятий: мы осуждаем, обсуждаем других людей, перемываем косточки начальству, от чего оно не становится лучше, а нам не прибавляется ни копейки зарплаты. Более того, мы духовно беднеем: набираем себе грехов, делаем более строгим к нам Суд Божий. Господь сказал: Не судите, да не судими будете (Мф.7,2). А есть занятие, которое всегда меняет и жизнь, и нас самих к лучшему - это молитва.

Прием десятый. «В ЦЕРКОВЬ ХОДИТЬ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ».

Само не получится. Как и многое другое в жизни. Представь себе: ты дня два рабочих пропустишь, придешь без бюллетеня, начальник тебя спросит:

- Почему вы не были на работе?
Ты скажешь в ответ:
- Не получается.
А он тебе - скорее всего:
- Пишите заявление об уходе.
И будет прав. Разве это работник?
Или, тем более, если воин скажет командиру:
- У меня не получается встать в строй, не получается выйти на боевое дежурство, не получается дать бой противнику...
Разве это воин?

Когда нас крестили, батюшки всех нас называли: воин Христа Бога. Почему? Потому что идет постоянная невидимая война. В крещении мы соединяемся со Христом, поступаем в Его воинство, одеваемся в свет, получаем от Бога духовное оружие, надеваем броню правды, доспехи Духа Святого, ограждаемся и вооружаемся крестом - оружием мира. Невидимый враг, от которого мы перед этим отреклись, непрестанно сражается с каждым из нас, всех до единого стремится обмануть и погубить навеки. И с этой войны никуда не убежишь, не дезертируешь: бесы - везде. Можно только попасть к ним в плен. Причем, не понимая этого, а даже, может быть, и радуясь этому. Потому что это плен духовный. Душа не всегда может ощущать, что она «не на месте». Если ты думаешь, что в этом - какое-то преувеличение, что можно «просто жить», не думая о душе, то это значит, что врагу удалось тебя обмануть. Конечно, Господь хранит нас, ангелы оберегают, Церковь круглые сутки молится о всех своих чадах. Вместе с восходом солнца по всему земному шару, по всем православным храмам и монастырям движется Божественная литургия, идет непрерывная молитва. Но и сам не плошай. И ты старайся молиться вместе с Церковью за всех православных христиан. Это духовное единство называется соборностью. У нас Церковь соборная, как мы исповедуем в Символе веры. Это великая сила, неодолимая для врага. Так что же стоит на самом деле за этими лукавыми словами: «не получается»?

То, что мы, значит, стали пленниками суеты. Это род зависимости. Наркотик суеты нами обладает, нами управляет. В этой суете вроде бы всё наполнение нашей жизни, весь ее смысл, без нее вроде бы никак невозможно. Так и говорят: суета заела. Мы просим Бога словами Псалтири: Отврати очи мои еже не видети суеты (Пс.118,37).
Защита от суеты - исполнение заповедей Божиих, правил Церкви. Церковная дисциплина помогает нам преодолеть все препятствия и хотя бы раз в неделю остановиться, прийти в себя, задуматься: для чего я живу? Так ли надо жить? Как?..

Прием одиннадцатый. «ЕЩЕ УСПЕЮ, НЕ СЕЙЧАС, ПОТОМ КАК-НИБУДЬ».

Если мы ходим в храм только тогда, когда у нас случается что-то неприятное, то получается, что мы у Бога просим скорбей. Мы словно бы говорим: «Господи, пока не дашь скорбей, я к Тебе не пойду». Но лучше не ждать их. Когда попадешь в житейскую яму, выбраться из нее бывает труднее, чем уберечься от нее. Поэтому народ и говорит: «От греха - подальше». Жизнь показывает, что хорошее дело лучше не откладывать. Лучше откладывать плохие дела. Можно не успеть сделать главное.
Родители, бывало, спрашивали:
- Батюшка, ребенок умер на тридцатый день жизни, некрещеный. Что можно для него сделать в Церкви?
- Ничего. Он не в Церкви. Если бы окрестили его на восьмой день, как положено, тогда можно было бы и отпевать, и поминать его в церковной молитве. За него молилась бы вся Церковь.

Прием двенадцатый. «Я НЕ МОГУ ХОДИТЬ В ХРАМ, МНЕ ТАМ БЫВАЕТ ПЛОХО».

Пока человек принимает мысли против Церкви и верит им, врагу больше ничего не надо. Но если человек преодолел эти препятствия, если он все-таки пришел в храм, то враг старается любыми путями выгнать из храма. Либо насылает излишне ретивых «защитников благочестия», которые делают всякие неприятные замечания. Либо внушает какие-нибудь ужасные катастрофические мысли: «А выключила ли я дома утюг?!» Либо, наконец, человеку просто становится плохо в храме, хочется выйти.
Если не поддаться на эти вражьи козни, всё преодолеть - станет лучше. Перекреститься, помолиться: «Господи, сохрани жилище наше от всякого зла». Покаяться: «Какой же я грешный... Сколько времени мимо храма проходил! О чем только думал в жизни? Что я, вечно, что ли, буду на земле? Господи, прости меня, не отвергай меня, недостойного, прими меня, укрепи, помоги мне...» И Господь примет и поможет.
Нам трудно бывает в церкви, потому что мы грешные. Больному человеку трудно бывает лечиться, но он терпит, потому что хочет выздороветь.
А бывает так легко, так хорошо!.. Как больше нигде.

Прием тринадцатый. «А ЧТО В ЦЕРКВИ ДЕЛАТЬ?»

У каждого православного в церкви дел очень много.
Входя в храм (лучше - до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие - перед иконами и за упокой - на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан - о здравии, о упокоении. Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли. С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой любовью, с Богом. Не так давно почивший старец протоиерей Николай Гурьянов, который жил на острове под Псковом, говорил: «Какие вы счастливые, что вы верующие... Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве».
Старайся ни с кем не беседовать - вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся - от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь. Можно молиться и своими словами - о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы.

О чем мы говорим с Богом?

Прежде всего, мы Бога благодарим. Вот для чего мы ходим в церковь - в первую очередь. Мы постоянно пользуемся Его безчисленными благами: постоянно сокращается наше сердце, постоянно едим, видим, слышим, думаем, радуемся - живем. Постоянно живет весь мир вокруг нас. Это всё совершает Живодавец Господь. А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это - не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола. Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мир бы захлебнулся в нем. Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога. Никакое добро не бывает «само собой разумеющимся». Это всё - победа над злом в главной битве, которая и есть - жизнь. «Слава Богу за всё», - сказал в конце своей жизни, среди скорбей, великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.

Вторая наша просьба к Богу - о прощении грехов.
Все мы - грешные, один Господь только без греха. И только Он может нам прощать грехи, очищать наши души.

Третья просьба - о помощи Божией.
Без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15,5), - сказал Господь.

Все наши вопросы решаются прежде всего в Церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные...
Генералиссимус А.В.Суворов учил своих солдат:
«Молись Богу - от Него победа!»
У него не было ни одного поражения.

Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Как и живем и всё делаем не только для себя, и не только своими силами. Мы молимся в церкви со всеми вместе о мире всего мiра. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах. Записки, которые мы подаем в церкви о здравии и упокоении, читаются в алтаре. На каждой литургии батюшка вынимает из просфор частички за живых и умерших. В конце литургии он погружает их во Святую Чашу с Телом и Кровью Христовыми и молится: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною. И тем, кого помянули, бывает великая польза.

Просфоры потом раздаются в храме верующим. Они вкушают их, приносят домой, разрезают и каждый день едят натощак по кусочку, запивая святой водой. И сами освящаются.
Иногда нам снятся люди умершие. Снам вообще верить не положено, разгадывать их - дело опасное. Невидимый враг и здесь может обмануть. Приснился живой человек - просто помолись о его здравии, приснился умерший - помолись за упокой. И будет им польза. Особенно - если помянуть в церкви. Сами себе почившие уже помочь не могут - только на нас надеются. Поэтому, если к нам придет мысль: «А стоит ли идти в церковь? Что там делать?» - можно будет ей ответить: «Да хоть бы умерших помянуть». Уже одно это - большое дело. Для них это - как хлеб.

Люди приносят в церковь продукты (всё, кроме мяса) - милостыню, которая тоже усопшим на пользу. Одна раба Божия недавно принесла к нам в храм и положила перед кануном пакет гречки. Помянуть родителей. Потом смотрит - а пакета нет. Она расстроилась: как же это так - в храме?

Ей советуют за свечным ящиком:
- А вы подайте заказную записку на литургию, это будет самый лучший помин.
Она так и сделала.
Через несколько дней приходит, обращается за ящик:
- Я вас пришла благодарить за ваш совет. Вы мне сказали подать записку, помянуть. Я подала. После этого мама покойница приснилась моей сестре. Такая веселая, довольная. Сестра у нее там спрашивает: «Что, мам, ты такая веселая?» А она отвечает: «А мне тут так хорошо. Меня тут хорошо одевают и кормят. Даже дают гречневую кашу».
На вопрос о том, насколько важно поминать на литургии живых и умерших, протоиерей Николай Гурьянов как-то сказал:
- Поминайте, поминайте. Сказано: В нюже меру мерите, возмерится вам (Мф.7,2). И меня помяните.

Иной раз можно услышать: «Оттуда (с того света) никто еще не приходил».
Но на самом деле и приходили, и приходят. Протоиерей Сергий Лавров много лет был настоятелем храма Покрова Божией Матери села Игумново под Москвой. После финской войны в 1941 году, когда он уходил на фронт, его мать, Елизавета, вдова расстрелянного в 1937 году протоиерея Николая, дала ему кусок хлеба и сказала:
- Откуси. Придешь - и доешь.
Так она верила в то, что вымолит его. И его укрепила, словно бы дала вкусить этой веры.
Он вернулся в 1946 году майором связи - и доел.

Пятьдесят два года прослужил священником. Когда его хоронили, матушка, Наталья Петровна, рассказывала, что за две недели до смерти он ей сказал:
- А ты знаешь, ко мне папа с мамой приходили.
- Что, приснились? - спросила она.
- Нет, так приходили. Сказали: «Ну, теперь пора к нам».

Помнится, когда мы, священники, читали над ним, как полагается, Евангелие, он лежал, такой спокойный... Всё сделал: Родину защитил, трех дочерей вырастил, Богу послужил... И был подготовлен родителями к переходу в жизнь вечную. Так заканчивают жизнь праведники. Царствие им Небесное!

Прием четырнадцатый. «МОЖНО И ДОМА МОЛИТЬСЯ».

Не только можно, но и нужно.
Иконостас храма Державной иконы Божией Матери в ЖуковскомДома мы молимся каждый день по «Молитвослову», читаем прежде всего утренние и вечерние молитвы. Это наше домашнее молитвенное правило. А в субботу вечером, в воскресенье утром, в праздники и накануне их вечером, в любой день, когда душа пожелает, когда почувствует, что ей нужна помощь Божия, идем в храм. Церковная молитва сильнее, чем домашняя. Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница советского времени, говорила:
- Дома-то нужно триста раз поклониться, а в церкви-то - три раза. Дома мы молимся сами, а в церкви - сообща, и эта молитва особенно угодна Богу. Господь сказал: Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18,20). В церкви с нами - Сам Господь.

Литургия в переводе на русский язык значит «общее дело».
У протестантов нет Богослужения. Нет поминовения усопших. У них и у католиков нет икон. Нет постов. А Господь опять же сказал в Евангелии: Сей род (бесовский) ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк.9,29). Вот он там и не выходит. Вот уже Западная Европа прямо считает себя «послехристианской». У нас, слава Богу, всё это сохранено в неприкосновенности. Только в Православной Церкви Таинство Тела и Крови Христовых совершается так, как его установил Сам Иисус Христос, Который сказал: Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин.6,54).

Прием пятнадцатый. «Я НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО В ЦЕРКВИ ГОВОРЯТ».

Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» - собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником».
В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень. (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами»). Изучать английский язык мы не бросаем, сказав: «Слишком много непонятных слов». Так же и здесь. Начни ходить в церковь - с каждый разом будет понятнее. Да ведь уже многое понятно. Господи, помилуй - понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу - понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас - понятно. В молитве Отче наш... всё понятно. А ведь это - главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, и всё больше и больше.
Язык Богослужения - церковно-славянский язык - это особый язык. На нем легче всего говорить с Богом. Это великое наше сокровище. Он полностью непереводим, незаменим русским языком. Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение - это благодать. Это особая красота. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Всё это вместе питает душу человека, и душа меняется, очищается, возвышается, хотя разум и не понимает, что с ней происходит.
Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.

Купи Евангелие, читай дома. На современном русском языке, современным русским шрифтом. Всё это сегодня, слава Богу, доступно. Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.

Батюшка спросил его:
- А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?
- Нет, - чистосердечно признался молодой человек.
- Ну, тогда пока не поймешь, не ешь, - посоветовал ему батюшка.

Почему ты не ходишь в церковь? Часть - 2

 

Реквизиты для пожертвований

Просим обращаться в храм Ксении Петербургской, Смотреть здесь

664009 г. Иркутск, Советская, 57а, тел. 53-20-89

он-лайн

Поделись с друзьям

Яндекс.Метрика
^ Наверх ^